Какая тормозная система лучше?!

Тормозные системы имеют большую историю. Сначала они представляли собой систему рычагов на гужевых повозках, которая позволяла зажимать на колесе обитые кожей деревянные колодки. На первых автомобилях, имеющих колеса каретного типа, стали ставить практически такие же.

Один из первых примеров прогресса тормозных «систем». Panhard&Levassor конца XIX века с деревянными башмаками в качестве тормозных колодок.

Самый простой тормоз, использовавшийся на телегах и каретах. Стал исчезать по мере роста мощности и, соответственно, скорости.

Принципиально положение изменилось после 20-х годов, когда уже серийные авто получили возможность разгоняться до 100 км/ч, что потребовало появления эффективной, для таких скоростей, системы. В связи с этим стали разрабатываться и пробоваться разные варианты механизмов, в том числе и дисковые. Но, самыми надежными на тот момент, показались барабанные. Они и прослужили вплоть до 50-х, являясь единственным типом. Конечно, с течением времени, их конструкция менялась, становилась совершеннее, но принцип оставался неизменным.

Однако, уже скоро, с увеличением роста мощности двигателей, стало ясно, как не совершенствуй барабанный механизм – он перестает справляться. В 1953 году свет увидели дисковые механизмы, разработанные фирмой British Girling.

Барабанные тормоза ушли в историю, на современных машинах их уже не встретишь.  Также, появились производители, выпускающие тюнинговые дисковые системы, цель которых – дать возможность каждому водителю усовершенствовать свой автомобиль, изменить его, учитывая условия использования. Конечно, это удобно, но здесь, перед владельцами постоянно возникает вопрос, какая тормозная система лучше? Ведь на рынке сегодня предлагается множество технологий, разброс цен и качества, которых – очень разный.

Как устроены дисковые тормоза на автомобиле?

Начать их описание стоит с устройства механизма, основными деталями которого являются:

  • Блок цилиндров;
  • Колодки;
  • Суппорт;
  • Защитный кожух;
  • Направляющая колодок;
  • Диск;
  • Шланги.

Принцип работы системы простой и понятный. При нажатии на педаль срабатывает поршень ГТЦ, он толкает тормозную жидкость по трубкам, образовавшееся при этом давление, заставляет сжиматься колодки, которые останавливают диск – автомобиль замедляется. Здесь главным моментом является сила трения, появляющаяся между деталями.

Изготавливаются диски обычно из чугуна – это самая большая и тяжелая часть. Чугун отличается отличной износостойкостью и хорошими фрикционными свойствами, твердостью, прочностью при высоких температурах. Именно поэтому был выбран именно он.

Диск выполняется плоским, с рабочими поверхностями, которые крепятся к центральной части – проставке. Проставка, обычно, на серийных авто делается также из чугуна, монолитной с рабочими поверхностями. На гоночной технике и на тюнинговых тормозах ее делают алюминиевой, отдельной деталью. Алюминий, в данном случае, уменьшает массу тормозов и снижает термическое напряжение на участке диск-центральная часть, вызванное высокой температурой. Это позволяет улучшить характеристики управления автомобилем.

Конструкция рабочих поверхностей диска

Диски бывают цельные или составные:

  • Цельные представляют собой единый кусок металла – самый простой вид ротора. Они – не вентилируемые, быстро перегреваются, зато стоят дешево. Подходят – для неспешной езды на маломощных машинах;
  • Составные – сделаны из двух частей, с каналами для охлаждения между ними. Такая схема позволяет теплу лучше рассеиваться, предотвращая перегрев и появление трещин – срок службы деталей увеличивается. Каналы могут быть прямыми или криволинейными, последние помогают повысить эффективность действия воздушного потока;
  • Составные перфорированные, со сквозным или «глухим» сверлением. Эти отверстия помогают уменьшить скопление горячих газов и частиц пыли, образующихся между рабочей поверхностью и колодкой, из-за чего падает эффективность торможения. Но, здесь есть недостаток – снижена прочность;
  • Составные с охлаждающими насечками – своего рода прорезями на поверхностях, призванными решить ту же проблему – отвести газы, убрать грязь. Но и здесь есть свои недостатки – быстрее изнашиваются колодки;
  • Карбон-керамические, на основе карбида кремния (SiC) – неорганического соединения углерода с кремнием. Они обладают рядом преимуществ перед чугунными: в 3 раза легче, не перегреваются и быстрее остывают, служат дольше. Но значительно дороже – это их главный минус.

Это основные моменты, касающиеся конструкции дисков. Понимание особенностей их строения даст возможность автовладельцу разобраться, что ему предлагает производитель. Ведь каждая из технологий имеет, как свои плюсы, так и минусы, а точнее – каждая из них лучше подходит для определенных условий эксплуатации.

Суппорт тормоза, как устроен и работает?

Суппорт включает в себя колодки и гидравлические цилиндры с поршнями, прижимающими колодки к диску.

Существует много типов суппортов, отличающихся конструкцией, материалом и расположением поршней. Но, независимо от этого, все они работают одинаково – при нажатии на педаль, обеспечивают фиксацию диска колодками.

Суппорты большинства серийных авто выполнены из чугуна. Это относительно дешевый материал, подходящий для массового производства. Он способен обеспечить изготовление жесткого суппорта, но является очень тяжелым.

Спортивные машины или просто мощные авто оснащают алюминиевыми суппортами.  Они имеют почти в 2 раза меньший вес, чем чугунные, и позволяют облегчить вес всей тормозной конструкции.

Существует 2 основных типа суппортов:

  • Фиксированные;
  • Плавающие.

Разница между ними – в расположении, количестве поршней и в принципе крепления. Фиксированный крепится к цапфе жестко, а плавающий монтируется таким образом, что он имеет возможность перемещаться в направлении, противоположном движению поршня, смещаться внутрь, чтобы наружная тормозная колодка могла прижаться к тормозному диску.

О преимуществах той или иной конструкции говорить не приходится, просто каждая из них имеет свое назначение:

  • Фиксированные оснащены большим количеством поршней, они больше по размеру и тяжелее. Такие – лучше подходят для работы в жестких условиях, так как допускают большее число экстренных торможений до перегрева;
  • Плавающие же – более компактные, лучше охлаждаются, имеют меньшее число движущихся деталей, а значит меньше подвержены износу. Они актуальнее для гражданского авто – легко применяются с «ручником».

Как выбрать тормозную систему?

Учитывая все вышесказанное, ориентироваться следует, прежде всего, на стиль вождения. Если вы передвигаетесь быстрее основного потока, предпочитаете высокие скорости – вам нужны усиленные тормоза, с составными (не цельными) перфорированными дисками и многопоршневыми суппортам. Такая система обеспечит:

  • Возможность длительного использования при максимальных нагрузках и любых погодных условиях;
  • Точное, дозированное торможение с любых скоростей;
  • Высокий срок службы всех деталей.

Что касается производителей – сегодня на российском рынке представлены в основном товары иностранных брендов. Среди них первые места занимают,

  • Brembo;
  • DBA;
  • AP Racing.

Но есть и отечественные производители. Компания High Performance Brakes – одна из них, находится на рынке с 2012 года и за относительно недолгую историю развития получила признание у многих автовладельцев благодаря надежности и хорошему качеству выпускаемой продукции. В ассортименте HPB автовладельцы смогут найти все необходимое для усовершенствования или замены штатных тормозов, на колеса любого диаметра и для решения разных задач.

Выбирая новые тормоза, задумываясь, какая тормозная система лучше, важно помнить, что сэкономить – не получится. Здесь не может быть дешевых вариантов, любой предлагаемый комплект стоимостью ниже $1000 может оказаться некачественным. Но, понять это получится, скорее всего, в самый неподходящий момент. Поэтому покупайте изделия зарекомендовавших себя производителей, которые могут гарантировать эффективную работу своей продукции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *