Надлежащее техническое обслуживание тормозов – исключительно важный момент для безопасного вождения. И не стоит ждать, пока произойдет поломка «кричащая» о неисправностях. Проверку необходимо проводить заблаговременно – не менее 1 раза в год и обязательно после зимнего периода. По какому графику проводится диагностика тормозной системы автомобиля – зависит от его конструкции и условий использования. Выполнить же ее можно, как самостоятельно, так и у мастеров на СТО.
Примерный график проверки тормозов
О том, что появились проблемы с тормозами – сразу заметно по поведению педали. Она – все ближе приближается к полу, становится «мягкой», если в систему, например, через некачественные уплотнители, попал воздух. Есть, конечно, и другие симптомы, говорящие о том, что пора заглянуть под капот. Все они становятся очевидными «на ходу», еще до того, как дело дойдет до беды. Но, даже, если вы не замечаете отклонений от нормы – проводить осмотр трубок и других элементов системы нужно своевременно. Когда?
Применительно к гражданскому авто, следует придерживаться рекомендаций производителя. Но любой график корректируется в зависимости от ситуации. Ниже, мы представим примерный план диагностики на гражданском автомобиле:
- Осмотр шлангов – каждые 8000 км;
- Измерение уровня жидкости – также каждые 8000 км;
- Оценка величины износа фрикционных накладок – каждые 16000 км;
- Менять тормозную жидкость нужно каждые 40000 км;
- Проводить капитальные ремонт суппортов и цилиндров – каждые 80000 км.
Приведённый график не охватывает всех возможных проблем, он позволяет лишь в общем оценить ситуацию и выявить некоторые из них. Объем же проводимых работ зависит от конструкции авто и его использования. Если машина выезжает нечасто, то периодичность осмотров можно сократить.
Диагностика тормозной системы на стенде
Обращение к специалистам – отличный вариант квалифицированного обслуживания. Пройдя исследование на СТО, вы получите необходимые рекомендации по ремонту, и сможете быстро устранить дефекты.
Испытания в сервисах проводят, как «вручную», так и на специально предназначенных для этого стендах (речь идет о крупных организациях, так как купить стенд могут позволить себе только крупные СТО).
Во время работы на стенде записываются такие параметры:
- Температура тормозов;
- Частота вращения;
- Тормозной момент;
- Гидравлическое давление;
- Напряжение в деталях.
Сегодня в широком использовании доступны 4 основных вида стендов:
- Силовые роликовые;
- Инерционные роликовые;
- Статические силовые;
- И платформенные инерционные.
Все обозначенные устройства обладают теми или иными возможностями, имеют свои достоинства и недостатки. Но стоит отметить, что именно силовые роликовые механизмы по совокупности своих свойств являются наиболее оптимальными для диагностического обслуживания.
Порядок исследования авто здесь – примерно такой:
- Первым делом – машину моют, тщательно очищая все элементы подвески и тормозов;
- Затем, на педаль крепится датчик усилия, позволяющий оценить работу всей системы. Можно, конечно, обойтись и без него, но показания будут не такими точными;
- Далее автомобиль заезжает на платформу. Сделать это необходимо правильно, так, чтобы ось движения авто была строго перпендикулярна положению роликов, расположенных внизу;
- Процедура измерения состоит из 2 этапов, каждый мост тестируется по отдельности.
- После того, как оба моста пройдут проверку, можно ознакомиться с результатами.
Такое обслуживание обойдется недешево. Но, если нужен качественный результат – потратиться на такую диагностику действительно стоит.
Самостоятельная диагностика
Когда нет возможности провести осмотр на СТО – проведите его сами. Для этого отправляйтесь на эстакаду. Обойтись без нее, или гаража с ямой – не получится, так как некоторые элементы можно изучить только снизу.
Начните осмотр из салона авто:
- Нажмите на педаль тормоза при выключенном двигателе, она, практически сразу, должна остановиться и, если вы попробуете ее дожать – не двигаться;
- Если вы чувствуете, что педаль имеет большой ход – возможно в систему попал воздух. Тогда, надо заняться ремонтом: найти место утечки и, устранив ее, прокачать тормоза;
- В некоторых случаях педаль нажимается слишком легко – это может говорить о проблемах с главным цилиндром, перекрыто его компенсационное отверстие;
- Для оценки работы вакуумного усилителя – снова несколько раз нажмите на педаль, и, оставив на ней ногу, заведите двигатель. Когда усилитель исправлен – она немного «провалится». Бывает, что в этот момент слышится шипение – значит усилитель надо заменить.
Теперь загляните под капот:
- Здесь обратите внимание на уровень жидкости в бачке;
- А также шланги, и места их соединения с деталями, на предмет герметичности и целостности;
На эстакаде изучите внутреннюю сторону колес. Недопустимо наличие на них пятен.
И не забудьте сделать пробный заезд. Разгонитесь до 60 км/ч и затормозите, машину не должно вести в сторону.
Основные неисправности тормозной системы автомобиля
Исходя из особенностей конструкции системы, неисправности условно можно разделить на 3 направления:
- Дефекты тормозного привода;
- Тормозного механизма;
- Усилителя тормоза.
Их симптомы, для удобства, мы оформили в таблицу:
Признак неисправности | Возможная причина |
Педаль проваливается |
1. Попал воздух в систему; 2. Не хватает жидкости в бачке; 3. Образовавшиеся при повышенной нагрузке пузырьки пара. |
Повышенный свободный ход педали |
1. Изношенные колодки; 2. Попадание воздуха; 3. Отказ тормозного контура; 4. Неподходящие колодки. |
Машину тянет в сторону при остановке |
1. Неправильное давление в шинах; 2. Повреждены накладки колодок; 3. Коррозия на суппортах; 4. Дефект амортизаторов. |
Неэффективное торможение |
1. Утечка в магистралях; 2. Повреждение манжет в ГТЦ. |
Перегрев тормозов |
1. Включен «ручник»; 2. Засорен ГТЦ; 3. Остановка с больших скоростей; 4. Неисправна распорная пружина. |
Скрип |
1. Иногда возникает в сырую погоду; 2. Загрязнение суппорта; 3. Коррозия на крае диска; 4. Неподходящие колодки |
Пульсация |
1. Бывает в норме при работе АБС; 2. Деформация диска. |
Диагностика тормозной системы автомобиля – важная профилактическая составляющая, от соблюдения которой зависит безопасность, как тех, кто находится в салоне, так и окружающих. Обнаружив при осмотре те или иные недостатки – обязательно займитесь их устранением. Может быть, придется заменить испорченные, неподходящие детали, или систему целиком.
Если вы решили заказать новые тормоза – покупайте их у проверенных производителей. Компания High Performance Brakes — разрабатывает тюнинговые тормоза для авто разных марок, под решение любых задач:
- Составные диски с направленными каналами вентиляции – помогут избежать перегрева при любых условиях эксплуатации;
- Многопоршневые суппорты – дадут максимальную жесткость, «мягкая» неинформативная педаль останется в прошлом;
- Последние достижения в разработках фрикционных составов с максимальными характеристиками обеспечат повышенный срок службы дисков.
Технологии High Performance Brakes помогут избавиться от многих проблем с тормозами, сэкономят время и нервы.